top of page
Фото автораСергей Степанов

Фотосъемка картин

Обновлено: 14 февр.

Несколько советов проведения фотосъемки картин.

Фотосъемка картин имеет свою специфику построения светового рисунка. Световая схема при съемке картин должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить максимально равномерное, без бликов и градиентов освещение полотна картины.


Картина из камня. Пример студийной съемки картин
Студийная фотосъемка картин

Обычно фотограф картин приступая к оценке сложности предстоящей работы мысленно делит все предназначенные для фотосъемки картины на несколько групп.

Наиболее проста в исполнении фотосъемка выполненной на бумаге акварели или гуаши. Этот материал не бликует и, если работа не вставлена в раму, и не защищена сверху стеклом, никаких сложностей подобная съемка картин фотографу не доставит.

Обычно для этой работы достаточно одной-двух ламп, направленных фронтально по отношению к оригиналу.



Блики, порой образующиеся от вспышек, на покрывающем картину стекле несколько усложняют работу фотографа. Фотосъемка небольших, но покрытых стеклом акварелей решается просто. Фотограф экспериментальным путем , слегка перемещая лампы, находит без бликовую зону.

При наличии куска черного бархата, или черного картона,

разместив его фронтально, напротив оригинала, можно легко снять отражения со стекла покрывающего картину.

Сложнее обстоит дело, если с одной стороны под рукой нет ни поляризационного фильтра, ни куска черного бархата, или листа черного пластика, а помещение, где производиться съемка, достаточно тесно и не дает возможности маневра по перемещению источников света, например, коридор арт-галереи или мастерская художника.

В крайнем случае, выходом из этой ситуации будет слегка наклонить картину по отношению к камере. Да, при этом на снимке возникнут искажения. Вы наклоняете фотоаппарат, чтобы снять блики с поверхности стекла, ее стороны кажутся наклоненными друг другу, -сходящимися. Такое впечатление создастся потому, что плоскость матрицы камеры и поверхность картины перестали быть параллельными друг другу. При этом если отойти от картины и снимать ее коротким телеобъективом, это даст лучший результат нежели, чем использование широкоугольного объектива.

Но в любом случае, при дальнейшей обработке, неизбежно выравнивание снимка в графическом редакторе, например, в Adobe Photoshop инструментом Transform-Perspective с дальнейшей точной доводкой по направляющим инструментом Transform-Skew.

Немного больше времени у фотографа картин займет предметная съемка произведений, написанных маслом.

Часто эти полотна вставлены в золотые объемные рамы, блики которых также порой создают некоторые дополнительные сложности фотографу.

Среди работ, написанных маслом, пожалуй, наиболее трудоемки темные, почти черные полотна большой площади. Снимая такие работы приходится длительное время передвигать лампы, количество которых обычно не менее 4х, добиваясь равномерного мягкого освещения без переходов и градиентов на полотне.

Даже небольшие огрехи при постановке света будут явно заметны на черном фоне, поэтому эта работа требует большого терпения и аккуратности.

Максимальную сложность, и соответственно продолжительность по времени требует предметная фотосъемка написанных маслом и покрытых лаком картин, вставленных в тяжелые золотые рамы.

Немного об оборудовании для предметной съемки картин.

Фотосъемка карандашного рисунка, акварельных листов или рисунков гуашью, как было описано выше, не представит для предметного фотографа никакой сложности. Из оборудования, помимо установленной на штативе камеры, а также обеспечивающих простейшую световую схему двух, расположенных под углом 45 градусов к снимаемому рисунку источников рисующего света, желательно наличие этюдника, собственно на котором и будет производиться съемка рисунков.

Для съемки картин, написанных маслом, в принципе также хватает 2-х источников света, хотя для лучшего выявления мазка желательно наличие дополнительных источников

моделирующего света, расположенных с двух сторон под острым углом к оригиналу. Идеальная световая расстановка подразумевает четыре идентичные лампы по углам полотна, на равном расстоянии друг от друга. Но если их нет, это не критично можно просто передвинуть приборы, уменьшив угол освещения картин.

Очень желательно использование в работе поляризующего фильтра. Наличие длиннофокусного объектива и куска черного бархата, либо черной бумаги также значительно облегчит проведение съемки.






Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page